Слабый ведомственный контроль в Министерстве юстиции выявлен в ходе анализа коррупционных рисков

Слабый ведомственный контроль в Министерстве юстиции выявлен в ходе анализа коррупционных рисков

1 февраля 2019 года под руководством заместителя Председателя Агентства Бектенова О.А. проведено селекторное совещание по подведению итогов внешнего анализа коррупционных рисков в Министерстве юстиции.

Олжас Бектенов отметил, что наблюдается рост коррупционных правонарушений, совершаемых работниками органов юстиции в 2 раза.

В 2017 году Антикоррупционной службой к уголовной ответственности привлечены 10 лиц, в 2018 году – 19.

Высокий уровень коррупционных проявлений выявлен в сферах исполнительного производства, интеллектуальной собственности, регистрации прав.

Возможность ручной корректировки в автоматизированной интеграционной системе органов исполнительного производства позволяет распределять материалы по наиболее «выгодным» исполнительным производствам между ограниченным кругом частных судебных исполнителей.

Несмотря на то, что ежегодно возбуждаются уголовные дела по фактам ускоренной регистрации прав на недвижимость за неправомерное вознаграждение в 2017 – 2018 гг. Министерством данное направление работы не подвергалось мониторингу.

Также отмечена низкая активность Министерства в работе по повышению правовой грамотности населения.

Агентством в Министерство юстиции внесены 49 рекомендаций по устранению выявленных нарушений и минимизации коррупционных рисков.


Слабый ведомственный контроль в Министерстве юстиции выявлен в ходе анализа коррупционных рисков

Так, Агентством в октябре 2018 года проведен анализ коррупционных рисков в деятельности Министерства юстиции.

Ключевой проблемой является формальный характер системы внутреннего контроля в Министерстве юстиции.

Контрольные мероприятия в отношении департаментов юстиции в форме проверок не проводятся Министерством на регулярной основе, а тематические проверки носят единичный характер.

Как следствие, не принимаются меры по своевременному предотвращению и предупреждению коррупционных правонарушений при реализации контрольных функций.


Так, правовая статистика, обращения граждан и социологический опрос, проведенный Центром изучения общественного мнения в 2018 году указывают на высокий уровень коррупционных проявлений в сферах исполнительного производства, интеллектуальной собственности, регистрации прав и оказании юридических услуг.


При исполнении судебных актов системной проблемой является чрезмерное количество документов, находящихся
на исполнении у одного судебного исполнителя, в среднем
1500 судебных актов, а также стремление получить «выгодные» исполнительные документы.

Это обусловлено тем, что размер вознаграждения частных судебных исполнителей устанавливается в пределах от 3 до 25% от взысканной суммы или стоимости взысканного имущества.


На практике доступ к «доходным» исполнительным документам может быть получен за счет связей, знакомств с руководством региональных палат частных судебных исполнителей либо в судебных органах.


К примеру, в ДЮ по г. Астана наиболее «выгодные» материалы, направляемые на бумажных носителях, распределялись только между ограниченным кругом частных судебных исполнителей.

Министерством юстиции данная проблема признается, но не принимается никаких мер по мониторингу деятельности палат частных судебных исполнителей. В самих палатах меры контроля полностью отсутствуют.


Автоматизированная интеграционная система органов исполнительного производства, призванная исключить субъективный фактор и неравномерное распределение исполнительных документов, допускает возможность ручной корректировки.


Согласно информации Министерства, только в бывшей Южно-Казахстанской области более 1500 исполнительных документов распределены путем механического вмешательства в алгоритм автоматического распределения вышеуказанной системы.


Наличие причин и условий коррупции наблюдается и в сфере регулирования интеллектуальной собственности.


По республике аккредитовано 9 организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе, проверки в отношении которых на протяжении более чем 3 лет не проводились.


Кроме того, Министерством не ведется база данных об авторах и произведениях, которая позволила бы проверить правильность выплат обладателям прав.


Пробелы в законодательных актах, регулирующих процедуры сбора, распределения и выплаты авторских вознаграждений, в купе с миллиардными доходами данных организаций и отсутствием контроля со стороны уполномоченного органа создают потенциальные коррупционные риски.

В ряде организаций созданы благотворительные фонды.

К примеру, в организации «Казахстанское общество по управлению правами интеллектуальной собственности» создана благотворительная организация «Фонд поддержки творчества», в который в 2016-2017 годы перечислено 77 млн. тенге. Между тем, мониторинг и контроль по данному вопросу Министерством не проводится.

Кроме того, не соблюдаются установленные требования
к фиксации, хранению и уничтожению изъятого контрафактного товара.

К примеру, в департаментах юстиции по Павлодарской области изъятые товары хранятся в подвале, по г. Алматы – в ведомственном гараже, служебных кабинетах работников.

В совокупности с отсутствием ведомственного контроля это приводит к совершению служащими органов юстиции противоправных действий.

Например, в Костанайской области осужден старший судебный исполнитель за фальсификацию акта уничтожения конфискованной алкогольной продукции.

Осуждены служащие отдела интеллектуальной собственности Департамента юстиции по г. Алматы за неоднократное получение взяток в виде части конфискованных контрафактных товаров за непринятие мер по нарушению законодательства о товарных знаках.

Высоким коррупционным рискам подвержена сфера регистрации прав на недвижимое имущество, залога движимого имущества, государственного технического обследования недвижимого имущества и актов гражданского состояния.

В мае прошлого года эти функции переданы в Госкорпорацию. Министерство как уполномоченный орган реализует политику и осуществляет госконтроль в данной сфере.

В 2017 году и за 9 месяцев 2018 года проверки в вышеуказанных сферах не проводились, несмотря на то, что ежегодновозбуждаются уголовные дела по фактам ускоренной регистрации прав на недвижимость за неправомерное вознаграждение.

Так, в 2018 году приговором суда г. Туркестан осуждена
к штрафу на сумму 3,5 млн. тенге с пожизненным лишением права занимать должность в госорганах руководитель Управления юстиции г. Туркестан, которая с марта по июнь 2018 года, на системной основе получала взятки за ускоренную регистрацию прав на недвижимое имущество.

В апреле 2018 года возбуждено досудебное расследование в отношении заместителя руководителя, а также специалистов-регистраторов Управления юстиции г. Атырау за систематическое получение взяток за ускоренную регистрацию и корректировку сведений о праве на недвижимое имущество без наличия полного пакета необходимых документов. Установленная сумма взяток составила свыше 3 млн. тенге.

Кроме того, на Министерство возложен государственный контроль, а также лицензирование и пост-лицензионный контроль судебно-экспертной деятельности.

Поскольку от результатов судебно-экспертной деятельности зачастую зависит исход уголовного дела, она является зоной повышенного коррупционного риска. Об этом также свидетельствует возбужденные уголовные дела по фактам выдачи положительных заключений экспертизы за неправомерное вознаграждение.

Несмотря на указанные проблемы в 2017-2018 годах пост-лицензионный контроль в судебно-экспертной сфере также не проводился.

Таким образом сферы, в которых Министерство юстиции является уполномоченным контролирующим органом, не подвергаются внутриведомственному контролю. Это создает благоприятные условия для совершения служащими органов юстиции коррупционных правонарушений.

С учетом изложенного в целях устранения выявленных коррупционных рисков Министерству юстиции внесены
49 рекомендаций:

В том числе:

- проработать вопросы автоматизации процедур исполнительного производства,

- усилить меры мониторинга и контроля в отношении судебных исполнителей, судебных экспертов и организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе;

- ввести процедуру дополнительной оплаты за ускорение процедуры регистрации недвижимости;

- правовому урегулированию процедур проверок, производимых членами нотариальных палат.

В настоящее время Министерством юстиции утвержден План мероприятий по реализации рекомендаций всех внесенных рекомендаций.

Агентством будет проводится мониторинг его исполнения.скачать dle 10.4 win-1251Forex блог matrade
рейтинг: 
Оставить комментарий