Ответы госорганов касательно требований органов уголовного преследования об обязательном проведении аудита

Ответы госорганов касательно требований органов уголовного преследования об обязательном проведении аудита

Ранее Информационным агентством «Правовой центр» направлялся запрос в госорганы касательно правомерности требований органов уголовного преследования и Центра судебной экспертизы Министерства юстиции РК об обязательном проведении аудиторской проверки перед направлением документов на судебную экономическую экспертизу.

Поступили ответы из госорганов, так МВД РК за подписью и.о. начальника Следственного департамента МВД РК Б. Кожамбердиев направил письмо следующего содержания:
«Касательно назначения аудита по уголовным делам, разъясняем, что следователь, как процессуально самостоятельное лицо, наделен полномочиями по осуществлению досудебного расследования.
В соответствии со ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса (далее - УПК) он обязан всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела. Согласно ст. 122 УПК следователь определяет процессуальные действия, предусмотренные УПК.
Одним из этих действий, доказывающих наличие либо отсутствие состава уголовного правонарушения, является наличие экспертизы.
При расследовании уголовных дел против собственности, связанных с хищениями товарно-материальных ценностей для определения размера ущерба назначается судебно-экономическая экспертиза (далее - СЭЭ).
Согласно ст. 116 УПК заключение эксперта является доказательством.
Материалы, необходимые эксперту-экономисту по каждому конкретному делу предоставляются следователем.
В соответствии с правилами о назначении СЭЭ их проведение без предварительной ревизии, либо аудиторской проверки возможно по материалам уголовных и гражданских дел, где период исследования до одного года, а также количество заключенных договоров инвестирования (долевого участия) не превышает 20-30 договоров.
Ревизия (аудит) исследует комплексно финансово-хозяйственную деятельность предприятия с целью дальнейшего ее совершенствования, то СЭЭ изучает отдельные недостатки, выявленные ревизией (аудитом) для документального обоснования исковых требований, предъявленных в следственные или судебные органы к конкретным материально-ответственным и другим должностным лицам.
Объектами СЭЭ являются: документация (отражающая финансово-хозяйственную деятельность организаций), договоры между предприятиями и организациями, кредитное досье, акты налоговых проверок и ревизий, аудиторские отчеты, а также материалы уголовного и гражданского дела, относящиеся к предмету экспертизы. То есть эксперт работает по выявленному факту нарушения.
Кроме того, для проведения экспертизы следователь проводит изъятие на предприятии всех документов, касающихся ведения финансово-хозяйственной деятельности, а также технических средств (компьютеры и комплектующие к ним), на жестком диске которых могут содержаться сведения, имеющие значение для дела, что фактически может парализовать работу предприятия до завершения СЭЭ.
В то же время аудиторская проверка, проводимая на предприятии, существенно не отразится на его нормальной деятельности.
Согласно ст. 80 УПК специалист – это не заинтересованное в деле лицо, обладающий специальными знаниями и навыками, целью привлечения которого является оказание содействия следователю в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, разъяснения сторонам норм, входящих в его профессиональную компетенцию. В качестве специалиста может выступать аудитор.
Как указывалось выше, аудиторская проверка связана с исследованием большого объема финансовых документов, в целях сокращения сроков ее проведения, привлекается аудиторская компания из нескольких сотрудников»


Генеральная прокуратура РК за подписью И.о. 2-го Начальника Департамента Е.Абаева направил ответ следующего содержания.
«Сообщаем, что статьей 80 УПК предусмотрено, что в качестве специалиста для участия в производстве по уголовному делу может быть привлечено не заинтересованное в деле лицо, обладающее специальными знаниями, необходимыми для оказания содействия в собирании, исследовании и оценке доказательств путем разъяснения участникам уголовного процесса вопросов, входящих в его специальную компетенцию, а также применения научно-технических средств.
Специалистом для проведения исследования и дачи заключения может быть привлечен сотрудник уполномоченного подразделения правоохранительного или специального государственного органа.
При этом, орган уголовного преследования в соответствии со статьей 270 УПК имеет право назначить экспертизу, в случаях, когда обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть получены в результате исследования материалов, проводимого экспертом на основе специальных научных знаний. Наличие таких знаний у иных лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, не освобождает лицо, ведущее уголовный процесс, от необходимости в соответствующих случаях назначить экспертизу.
Постановление органа, ведущего уголовный процесс о назначении экспертизы обязательно для исполнения органами или лицами, которым оно адресовано и входит в их компетенцию
Таким образом, в случае необходимости орган расследования имеет право назначить экспертизу и привлечь соответствующего специалиста.
По вопросу выделения денежных средств, для проведения аудиторских проверок по уголовным делами Вам необходимо обратится в соответствующие компетентные органы.»


Директор Центр судебной экспертизы МЮ РК Борчиашвили И.Ш. считает, что «Наличие в деле актов ревизий, проверок, заключений ведомственных инспекций, а также официальных документов, составленных по результатам исследований, проводимых специалистами в ходе процессуальных действий, не исключает возможности назначения судебной экономической экспертизы.
Проведённая аудиторская проверка, подтверждающая факт причинения ущерба, хищения, т.е. отчет о проведённом аудите (установленная задолженность либо недостача) – является одним из объектом исследования судебно-экономической экспертизы.
Принятие решения о проведении тех или иных процессуальных действий (вопрос о том, насколько верно требование правоохранительных органов о необходимости проведения именно аудита, а не заключения специалиста или эксперта) является прерогативой органа, ведущего уголовное дело. Следовательно, в компетенции органов судебной экспертизы не относится оценка действий правоохранительных органов о необходимости проведения аудита, а не заключения специалиста или эксперта»


Акимат Астаны и вовсе ушел от ответа. Заместитель руководителя аппарата Акима г.Астаны А.Ахмеджанов направил отписку следующего содержания: «Рассмотрев Ваше обращение, сообщаем, что акимат города Астаны не вправе вмешиваться в деятельность органов предварительного следствия по находящимся в производстве уголовным делам.
По существу, Вы вправе обратиться за разъяснением в прокуратуру города Астаны – орган, осуществляющий надзор за деятельностью предварительного следствия и дознания».
Хотя нас интересовал вопрос выделения денежных средств из бюджета для проведения аудиторской проверки, мы не просили Акимат Астаны заниматься разъяснением вопросов следствия и дознания. Придется еще раз направить запрос.

Ответ Комитета внутреннего государственного аудита Минфина следующий: «Относительно денежных средств для проведения аудиторских проверок по уголовным делам из бюджета ДВД г. Астаны, отмечаем, что все приобретаемые государственными органами, государственными учреждениями, а также государственными предприятиями, юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилиированными с ними юридическими лицами (далее - Заказчики) товары, работы, услуги на платной основе осуществляются в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «О государственных закупках» (далее - Закон).
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона, заказчик в течение пяти рабочих дней со дня утверждения годового плана государственных закупок (предварительного годового плана государственных закупок) обязан разместить его на веб-портале государственных закупок, за исключением сведений, составляющих государственные секреты в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных секретах и (или) содержащих служебную информацию ограниченного распространения, определенную Правительством Республики Казахстан, которые предоставляются в уполномоченный орган без использования веб-портала государственных закупок.
В свою очередь, годовой план государственных закупок содержит номенклатуру товаров, работ, услуг, включая суммы, выделенные для осуществления государственных закупок, без учета налога на добавленную стоимость.
В этой связи, вся информация о выделенных средствах размещена на веб-портале государственных закупок www.goszakup.gov.kz и доступна всем пользователям сети интернет»

Информационное агентство «Правовой центр» приглашает юристов выразить свои мнения по данному вопросу.
Фото из сайта hromadskeradio.orgскачать dle 10.4 win-1251Forex блог matrade
рейтинг: 
Оставить комментарий